20.03.2024

Новые форматы при оформлении банковской гарантии для ИФНС

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность легальной отсрочки уплаты налогов, а также рассрочки и возможности оформления налогового кредита. Порядок предоставления предусмотрен главой 9 НК РФ.

Напомним основные моменты:

  • Разрешение разбивки платежа налогоплательщику производится как по имеющейся задолженности (п. 3 ст. 61 НК РФ), так и по налогам и взносам, срок уплаты которых не наступил.
  • На сумму отсрочки/рассрочки производится начисление процентов, которые получатель льготы обязан будет заплатить сверх суммы налога (п. 4 ст. 61, п. 3 ст. 64 НК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 61 НК РФ предоставление возможности уплаты налогов, пеней, штрафов с отсрочкой или частями производится только под надлежащее обеспечение со стороны налогоплательщика.

Таковым может выступить:

  • Залог.
  • Поручительство.
  • Банковская гарантия.
При этом обе стороны налоговых отношений чаще всего устраивает последний способ обеспечения. Он не требует от компании ни оценки имущества, как это нужно, например, перед заключением договора залога, ни страховки. Также не страдают интересы учредителей и руководителей компании, которых обычно привлекают в качестве поручителей. 

Банковская гарантия – универсальный инструмент, не сложный в получении и использовании. Порядок выдачи гарантии перед налоговыми органами урегулирован ст. 74.1. НК РФ.

С 1 апреля 2024 года начнут действовать изменения, внесенные в эту норму (см. закон № 389-ФЗ от 31.07.2023г.).

Теперь:

  • Разрешено обеспечивать обязательство по уплате налога несколькими банковскими гарантиями,
  • Термин «банк» заменено на «гарант». При этом в п. 2 ст. 74.1. НК РФ не изменяются требования к этой структуре. Гарантами по-прежнему могут быть только банки из перечня Минфина РФ, отвечающие определенным требованиям (наличие лицензии, собственного капитала не меньше 1 млрд. рублей, соблюдение обязательных нормативов ЦБ РФ, отсутствие в отношении них процедур по финансовому оздоровлению). Не требует соблюдения таких требований только Госкорпорация развития «ВЭБ.РФ», которая также может выступать гарантом.
  • Бумажный вариант банковской гарантии становится не обязательным. Данный документ может быть сформирован в электронном виде, подписан УКЭП и направлен в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи.
  • После исполнения своих обязательств налогоплательщик подает заявление в ИФНС: в отношении бумажной гарантии – в письменной форме, в отношении электронной – в электронной.
  • Налоговый орган соответствующими способами уведомляет гаранта о том, что тот освобожден от обязательства по гарантии. Если был предоставлен документ на бумажном носителе – то возвращает его в течение трех дней.

К моменту вступления в силу рассмотренных изменений в ст. 74.1 НК РФ налоговой службой был разработан порядок передачи банковской гарантии и утверждены рекомендуемые к применению во взаимоотношениях сторон форматы документов.
В письме № ЕА-4-15/2652@ от 07.03.2024г. (далее – письмо) информация об указанных образцах доводится до органов ФНС и налогоплательщиков, взаимодействующих с налоговой службой по телекоммуникационным каналам связи. 

В документе приведены:

  • Формат направления банковской гарантии (описание файла, структуры, состава документа; какие сведения указываются о принципале, налогоплательщике, налоговом органе, гаранте, по условиям гарантии; приводятся формат и признаки элементов по разным видам обязательств и пр.).
  • Порядок отправления документа в ИФНС в электронной форме.
  • Формат файла обмена при составлении заявления об информировании организации об освобождении гаранта от обязательств.
  • Шаблоны заявлений и представлений в налоговый орган, связанных с использованием банковской гарантии при отсрочке уплаты налога (приложения к письму ФНС).

Эти образцы пока носят рекомендательный характер до момента регистрации в Минюсте регулирующих приказов ФНС. После этого события форматы станут обязательными. Но уже сейчас стоит приготовиться к тому, что эти же формы и будут действовать в дальнейшем. 

Предполагается, что электронный документооборот при оформлении банковской гарантии перед налоговой службой ускорит и упростит процесс получения налогоплательщиками отсрочек по уплате налогов и сборов. 

Тем не менее, в связи с тем, что это новый формат для банковской гарантии, и механизм только начинает работать, не исключено, что разработанный порядок потребует коррекции.

О новшествах в области электронного документооборота с налоговыми органами при оформлении банковской гарантии для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов мы информируем в справочно-правовой системе Консультант Плюс.

А с подпиской на Консультант Плюс коммерческая версия вы сможете в числе первых ознакомиться с ведомственными письмами налогового органа и разборами проблемных вопросов в этой области регулирования.

Если вы еще не являетесь пользователем КонсультантПлюс – получите бесплатный пробный доступ ко всем возможностям системы прямо сейчас!

Читайте также - Изменения в ответственности собственников при ликвидации бюджетного или автономного учреждения


АДРЕС Санкт-Петербург

ул. Зайцева д. 41, метро "Кировский завод", БЦ "Румб"

CRM-форма появится здесь